КТО ПОСТИГАЕТ НОВОЕ, ЛЕЛЕЯ СТАРОЕ, ТОТ МОЖЕТ БЫТЬ УЧИТЕЛЕМ. Конфуций


ПЕРЕВОДЧИК

вторник, 18 августа 2015 г.

ВОСПИТАНИЕ В ДУХЕ МИРА

Воспитание в духе мира» возникло в 60-х годах в ФРГ и распространилось по всему миру.
В рамках одного из международных проектов Всемирной организации по дошкольному воспитанию (омер) по инициативе польского национального комитета в 1982 г. было проведено анкетирование по проблеме «Воспитание дошкольников в духе мира». Материалы, присланные из 17 стран, были обобщены и представлены в комитет международных программ омер.
В материалах указываются пять основных направлений педагогического воздействия, направленного на воспитание детей в духе мира:

— формирование позитивного и дружественного отношения к окружающему;
— развитие самостоятельности и обучение взаимодействию с другими людьми (детьми и взрослыми);
— воспитание в духе плюрализма и подготовка к диалогу (диалогическому общению);
— пробуждение чувства национальной принадлежности;
— воспитание международной солидарности.

Условия, необходимые для воспитания в духе мира

Для реализации этих основных направлений педагогической работы методы дошкольного воспитания должны базироваться на доверии между воспитателем и ребенком, на взаимоприятии и доброжелательности. При этом дети не должны быть только потребителями внимания и заботы, которыми окружают их взрослые, они должны хотеть и уметь помогать и доставлять радость другим.
Основными условиями, обеспечивающими формирование позитивного отношения ребенка к миру, являются:
— организация гармоничного образа жизни, формирование детского коллектива, в котором налажены межличностные контакты между детьми и между каждым ребенком и воспитателем;
— организация достаточно широкого пространства, позволяющего детям легко и свободно перемещаться и создавать различные «микроклиматы», уютно обставленные и комфортно организованные пространства для делового общения; особое значение имеет доступ к природе, инициирование самостоятельного экспериментирования и проявления индивидуальности.
По мнению многих педагогов и психологов, соревнование как педагогический прием недопустимо в связи с особенностями возрастного развития и негативными результатами соперничества между детьми как для победителя (чувство превосходства), так и для побежденного (чувство обиды, зависти и даже агрессивность).
Социально негативный или позитивный характер воздействия детей-лидеров зависит от того, на чем их поведение основано: на стремлении к власти, к эксплуатации в различных формах более слабых либо на особых организаторских способностях и дружеском отношении к другим.
В современной дошкольной педагогике основной задачей является осознание ребенком своего собственного «Я» и формирование умения управлять своим поведением. Дошкольное учреждение может и должно стать школой мирного сосуществования и демократического делового сотрудничества, развития ответственности ребенка за собственное поведение и выполнение обязанностей, возложенных на него группой детей или взрослым.
Полученные материалы из разных стран содержат педагогические и психологические доказательства необходимости исключения принуждения ребенка как воспитательной меры. Однако, к сожалению, все еще часто встречаются случаи жестокого обращения с ребенком в детском саду и семье. К самым опасным источникам, распространяющим примеры жестокости и насилия, отнесено телевидение, возрастающее влияние которого затрагивает и жизнь ребенка.
Подчеркивается необходимость наличия в дошкольном воспитании множественности моделей поведения, обеспечивающих право быть иным. 
Важной задачей является формирование у ребенка установки на поиск новых целей и новых решений, благоприятствующих диалогу с партнером. Поиск и экспериментирование признаются основной привилегией детства.
Одним из важнейших факторов, препятствующих формированию у детей агрессивной установки как защитного механизма против всякого рода детского страха, является чувство безопасности, защищенности, принадлежности к определенной социальной группе: семье, друзьям, нации. При этом для детей, как и для взрослых, не может быть культур высших и низших; предлагаемая меньшинствам помощь, способствующая уничтожению их самобытности и приводящая к унификации, не должна приниматься. Каждая нация, сохраняя свои особенности, одновременно обогащает сокровищницу общечеловеческих ценностей.
Развитие чувства национальной принадлежности должно формироваться на фоне приобщения к культуре других народов и уважения к ней. И обучение в дошкольных учреждениях и школах иностранным языкам также должно способствовать решению этих задач.
Главными принципами мирных взаимоотношений между людьми представители разных стран считают: а) любовь и уважение к ближнему, искренность сопереживания, приветливость и понимание; умение помогать нуждающимся в этом людям; б) соблюдение справедливости, принятых в обществе моральных норм, противодействие злу без проявления агрессивности; в) чувство солидарности и ответственности по отношению к другим.

Акции в системе воспитания в духе мира

В ряде стран, кроме целенаправленной систематической работы по воспитанию у детей умения и желания жить в духе мира, особое внимание уделяется проведению всяческого рода акций.
Так, например, в Японии дети под Рождество приносят в детский сад свои копилки, куда они в течение года бросали мелкие монеты, чтобы послать собранные деньги в зарубежные благотворительные организации; или дети вместе с воспитателем пишут обращения в адрес международных мирных конференций с просьбой запретить войну и т.п. В Швеции в заранее назначенный день на площадях и улицах дети вместе со взрослыми собирают военные игрушки (пистолеты, танки, ружья и т.п.) и сжигают их.
Остановимся несколько подробнее на особой роли военной игрушки и тенденциях к ее запрещению, связанных прежде всего с деятельностью Международной ассоциации в защиту права ребенка на игру (IPA), которая руководит проведением национальных акций через своих членов в более чем сорока странах, осуществляет обмен мнениями и предлагает новые решения. По результатам работы, проведенной во многих странах, ООН еще в 1987 г. присвоила IPA звание «посланец мира».
Отношение IPA к военным игрушкам было выражено в декларации, которая требовала прекращения их производства и продажи, а также игр с применением насилия и разрушения.
В книге одного из президентов IPA Ника Нильссона «Krig ar ingen lek» («Война и мир в игре») затрагивался ряд проблем, связанных с военными играми.
Н.Нильссон пытается дать определение военным игрушкам и относит к ним любые игровые предметы, которые используются для решения конфликта, захвата власти или победы путем применения насилия и которые могут быть предназначены для нанесения ранений или убийств.
Исходя из этого, автор выстраивает определенную классификацию военных игрушек:
— игрушки, имитирующие оружие (ружья, автоматы, револьверы, пистолеты, гранаты, бомбы и т.д.);
— конструкторы для изготовления моделей танков, пушек, боевых самолетов, военных кораблей и т.д.;
— игрушки, имитирующие боевые машины;
— солдатики и военные предметы, помещенные в контекст военных действий;
— электронные и компьютерные игры соответствующей тематики (войны и/или насилия).

ИСТОЧНИК:
http://dob.1september.ru/view_article.php?id=200901602

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.