- “Что будет, если…?”
Предложите ученикам описать исход событий, если какие-нибудь из
привычных нам вещей изменятся. Например: “Что будет, если исчезнет
всемирная сеть интернет?”; “Что случится, если в английском языке
пропадут все глаголы?” и т.п. Такой метод можно использовать на уроках
различных дисциплин, связывая вопросы с конкретной темой или проблемой,
на которой вы хотите заострить внимание. Такие задания не только
развивают воображение и оживляют урок, но и формируют более глубокое
осознание фундаментальных основ различных дисциплин и представление о
взаимосвязи элементов науки с жизнью.
- “Самый самый”
Разделите класс на группы и предложите ученикам составить список
“самых-самых”. Это могут быть самые быстрые/медленные/маленькие
животные; самые простые/сложные/гениальные законы; самые
длинные/широкие/витиеватые реки. Ребята могут придумать самый
совершенный компьютер или самую неработающую теорему и тому подобное.
Такая коллективная форма работы
стимулирует мыслительную активность, способствует развитию быстроты
реакции, сообразительности, находчивости и расширяет кругозор.
- “Мозговой штурм”
Помогите ученикам избавиться от стереотипности мышления!
Начните урок с разминки, предложив
ученикам дать ответы на простые тренировочные вопросы. Затем, разделив
класс на группы, дайте ребятам такое задание, для решения которого
требуется нетрадиционное мышление.
Например:
превратите слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число.
(Ответ: сделать мягким конечный согласный: мель, уголь, шесть).
Поощряйте постоянную генерацию идей, разрешите детям выдвигать самые
сумасшедшие, на первый взгляд, решения и запрещайте любую критику, кроме
аргументированных обоснований. Будьте терпеливы, благожелательны и
остроумны. Стимулируйте работу групп наградой. Вы будете удивлены тем,
насколько интересно наблюдать за группами на пике обсуждений, когда
самые различные идеи начнут буквально сыпаться из уст даже самых
пассивных ребят.
- “Грани бриллианта”
Предложите ребятам исследовать один и тот же объект различными
способами. Объясните ученикам, что одно и то же понятие можно
рассмотреть с разных сторон или с точки зрения различных наук и, таким
образом, максимально детально изучить его сущность. Например, попросите
дать определение термина “вирус” с точки зрения врача, биолога,
программиста, лингвиста и школьника. Полученные результаты создадут
объемное пространство, внутри которого ребята смогут увидеть много
нового.
- “Шесть шляп мышления”
Предложите ученикам примерить 6 шляп различных цветов: красного,
желтого, черного, зеленого, белого и синего. Предупредите ребят, что
каждый цвет отвечает за определенный режим и, примеряя шляпу конкретного
цвета, мы этот режим запускаем. Кратко охарактеризуйте каждый из
режимов:
- Красная Шляпа - эмоции, интуиция, чувства и догадки. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
- Желтая Шляпа - преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества?
- Черная Шляпа - осторожность, суждение, критическая оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки?
- Зеленая Шляпа - творчество, новые идеи, предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
- Белая Шляпа - информация, вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
- Синяя Шляпа - организация мышления, мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Например, в рамках урока
литературы, предложите ученикам ответить, в чем состоит противоречивость
образа Анны Карениной, формируя дискуссию наводящими вопросами или
утверждениями. Такой нестандартный прием позволит не только
активизировать мышление учащихся, но и преодолеть некоторые
психологические барьеры и комплексы.
И
помните, что для выпускника любого образовательного учреждения, главное
- не сами знания, а умение мыслить. Интересных и увлекательных вам
уроков, коллеги!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.